Knowledge - is power

«Создание информационной образовательной среды как основы для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся по учебному предмету “Иностранный язык”»

 

Интернет притягивает внимание детей практически с младенчества – с того момента как они получают доступ к компьютеру. По статистическим исследованиям более 90% наших детей пользуется интернетом и 80%  учащихся зарегистрированы в различных социальных сетях.

Зная об этом, нам кажется важным научить детей ориентироваться в  виртуальном информационном пространстве и показать обучающие возможности интернета,  максимально использовать их на благо учащихся.

Использование информационной образовательной среды  на уроке английского языка позволяет  более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. 

 Применение  данной среды на уроках английского языка даёт возможность достичь стабильных положительных результатов. Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта. 

Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:

  • формировать устойчивую мотивацию;
  • активизировать мыслительные способности учащихся;
  • привлекать к работе пассивных учеников;
  • делать занятия более наглядными;
  • обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами;
  • приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами;
  • обеспечивать моментальную обратную связь;
  • повышать интенсивность учебного процесса;
  • обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур;
  • формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и аудирования, монологической и диалогической речи;
  • расширять словарный запас;
  • воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов;
  • реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к обучению.

Применение информационно образовательной среды позволяет значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. В учебном процессе могут использоваться различные технические средства. Их различают по:

I. решению педагогических задач:

  1. средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  2. средства практической подготовки (тренажеры);
  3. вспомогательные средства (энциклопедии, словари, мультимедийные учебные занятия и т.д.);
  4. комплексные средства(дистанционные учебные курсы);

II. функциям в организации: 

  1. информационно-обучающие (электронные учебники, библиотеки, словари);
  2. интерактивные (телеконференция);
  3. поисковые (каталоги, поисковые системы);

III. типу информации:

  1. электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией;
  2. электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией
  3. электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией;

IV. формам применения:

  1. урочная;
  2. внеурочная.

Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации. Использование компьютера представляет определенные удобства  для учителя. Специфика предмета «Иностранный язык»

заключается в формировании коммуникативных компетенций, то есть обучению различным видам речевой деятельности: говорению, чтению, аудированию. Таким образом, учитывая специфику предмета «Иностранный язык», выделяем основные аспекты работы :

 

 

  1. семантизация лексических и грамматических материалов;
  2. осуществление наглядной и опорной поддержки;
  3. проведение промежуточного и итогового контроля;
  4. использование презентации PowerPoint в творческой деятельности обучающихся.

Привлечение информационных технологий в практику обучения инотсранному языку  является не только средством поддержания мотивации, но и помогает в решении дидактических задач:

  1. формирование умения чтения;
  2. пополнения словарного запаса обучающихся;
  3. повышение познавательной активности обучающихся;
  4. совершенствование их знаний по предмету;
  5. расширение кругозора, знакомство с культуроведческими знаниями.

Современные технологии привлекают обучающихся и являются одним из главных их интересов. Технология использования ИКТ в сочетании с методом проекта в обучении школьников направлена на достижение целей изучения языка: развивает навыки и умения самостоятельного труда; использует компьютер как средство обучения и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся; опирается на опыт, знания, умения и навыки, приобретенные ими на уроках; устанавливает межпредметные связи (иностранный язык - история, иностранный язык – география, иностранный язык - информатика и т.д.). Кроме того, стимулирует профессиональный рост учителя. Но, применяя образовательные компьютерные программы на уроках иностранного языка, нужно помнить, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям:

  1. концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
  2. системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей - целостность);
  3. эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам;
  4. гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и обучающихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности;
  5. динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;
  6. воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в учебных образовательных  учреждениях.

При изучении лексики в начальных классах активно используется компьютерная программа “Enjoy listening and playing”. Все это дает возможность управлять вниманием обучающихся, затрагивать эмоциональную сферу детей, позволяет закрепить лексику по определенной теме. Интерактивная доска, одно из современных технических достижений, позволяет учителю не просто презентовать что-то, но и манипулировать им, внося изменения в представляемый на уроке материал. Возможность двигать части текста, создавать графические объекты очень привлекательна для обучающихся, особенно на начальном этапе обучения. Следует помнить, что коммуникативная компетенция тесно связана с социокультурной. Обучающимся дается возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Здесь как средство наглядности дает большие возможности. Большое внимание формированию социокультурной компетенции уделяется на уроках при изучении темы «образование ». Имея серии уроков по конкретной теме, они постепенно складываются в систему. На таких уроках показывается большое количество материала за короткий отрезок времени. Картинки, рисунки, комментарии к ним меняют друг друга, вовлекая каждого обучающегося в процесс обучения. В конце презентации обязательно проводится проверка понимания. Это могут быть вопросы по содержанию увиденного, кроссворд, тест на выбор правильного варианта. При осуществлении контроля интересно и приемлемо интерактивное тестирование. Ученики отвечают на поставленные вопросы, а информация от них тут же автоматически обрабатывается, позволяя учителю оценить их знания. Таким образом, проводится контроль чтения и понимания текста (Reading Comprehension), контроль грамматического навыка определенного явления, контроль аудирования (Listening Comprehension). Обучающиеся быстро адаптируются к новым средствам обучения и с желанием включаются в работу. При таком виде контроля каждый ученик сам обдумывает и выполняет задания за установленное ему время. И вопрос о субъективности оценивания снимается. Мы можем рассматривать возможности использования компьютера на всех этапах обучения лексике. Ознакомление со словами включает раскрытие их формы, значения и употребления. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа на экране появляются слова и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем самым их лучшему запоминанию. Зрительное и слуховое восприятие помогает ребенку активно, сознательно усвоить лексический материал. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль. Контроль со стороны учителя заключается в непосредственном наблюдении за выполнением тренировочных упражнений, при этом учитель вызывает отдельных учеников, либо использует отсроченную проверку в устной и письменной форме. А промедление в сообщении результатов обучающемуся обратно пропорционально эффективности тренировки. При обучении с использованием компьютера контроль осуществляется на всех этапах обучения лексике за счет того, что с его помощью решается проблема обратной связи. Таким образом, компьютер создает условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.

   Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

  • общекультурное развитие обучающихся;
  • совершенствование навыков владения компьютером;
  • совершенствование языкового уровня;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
  • самоутверждение учащихся;
  • возможность реализации индивидуализации обучения;
  • реализация принципа обратной связи;
  • большие возможности наглядного предъявления материала;
  • исключение времени для написания материала на доске;
  • экономия расходования материалов учителем;
  • совершенствование процесса проверки работ учащихся;
  • повышение авторитета учителя;
  • очетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
  • активизация навыков самостоятельной работы

В процессе работы с интернет ресурсами формируются умения, обеспечивающие информационную компетентность, а именно:

  • а)  умение осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию в соответствии с определенной задачей и потребностями, использовать ее для достижения своих целей;
  • б) анализировать и оценивать прочитанное;
  • в) сортировать информацию на главную и второстепенную;
  • г) быстро ориентироваться в тексте, опираясь на такие подсказки, как ключевые слова, структура текста, предваряющая информация .

В работе учителей иностранного языка можно использовать следующие формы работы с Интернет ресурсами:

  • Самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем);
  • Участие в международных проектах
  • Переписка по электронной почте или/и создание собственных сайтов, или группы в социальной сети.

Существует огромное множество разных образовательных сайтов и порталов, работа с которыми помогает детям в изучении иностранных языков. При отборе сайтов для использования на уроках английского языка надо руководствоваться следующими критериями:

  • аутентичность языка: сами сайты могут быть как  аутентичными, так и учебными;
  • соответствие тематике, заданной стандартом;
  • допустимые стили используемых текстов: публицистический, прагматический, художественный, популярно-научный, разговорный; отсутствие чрезмерно экспрессивной и ненормативной лексики; 
  • современность материала, его достоверность.

Вот несколько примеров  сайтов:

Применять информационно образовательную среду можно при обучении всех видов речевой деятельности: говорению, чтению, письму и аудированию.

    В заключении хотелось бы еще раз отметить, что информационная среда на уроках английского языка (и во внеурочной деятельности при подготовке к урокам и самообразовании) – отличный помощник учителя, который нельзя недооценивать, но не следует применять её только ради новизны. Неправильное использование этого средства может привести к демотивации как учителя, так и его учеников.