Методы обучения лексическому материалу на уроках английского языка с применением информационно-коммуникационных технологий и способы самостоятельного дистанционного изучения
Лексические знания обеспечивают успешное овладение основами всех видов речевой деятельности. Под лексическими знаниями понимается не только совокупность языковых сведений об иноязычном слове, но и знание программ действия со словом, т.е. определенных стратегий обращения с иноязычным словом.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Использование мультимедийных программ при обучении лексике особенно актуально. Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем, и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.
Рассмотрим различные способы обучения лексике на уроках английского языка с помощью информационных технологий или при самостоятельном обучении учащихся.
В распоряжении современного учителя имеются технические средства и устройства, которые обеспечивают накопление, сохранение, обработку информации и предоставляют доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей. Такие средства как:
- интерактивные доски
- электронные учебники и словари
-тренажеры и программы тестирован
- образовательные ресурсы интернет
-видео и аудиотехника
-online конференции
- компьютерные обучающие игры
- интернет-уроки онлайн
- презентации
- использование QR- code на уроках
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
1. Интерактивные доски и их эффективность
Интерактивные электронные доски - пример инновации для образования, которые преобразуют педагогические технологии. Интерактивные доски позволяют проводить не только презентации, но и групповое обучение в классе с использованием заданий для самых различных видов деятельности.
Преимущества применения информационных технологий по сравнению с традиционными методами выражаются в сочетании с аудио и видео-наглядностями, обеспечения эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Конструктор интерактивных заданий Learning Apps предназначен для поддержки процесса обучения с помощью интерактивных упражнений. При этом создавать интерактивные модули по готовым шаблонам может как учитель, так и учащийся. Задания направлены на введение, тренировку и закрепление материала. Упражнения в виде соотношения слов и картинок, на заполнение пропусков, на введение нового лексического материала через видео, а также есть возможность создать итоговый тест, который может выполнить каждый ребенок отдельно за компьютером.
2) Https://prod.classflow.com/classflow/
Здесь каждый пользователь найдет много полезных ресурсов и информации. На сайт можно войти как учителю, так и учащемуся. Есть возможность использовать готовые уроки на учебных занятиях, а можно и самим подготовить необходимую информацию. Если ребенок пропустил занятие, то дома сможет самостоятельно изучить необходимую тему и просмотреть ваши заготовки. Все очень наглядно и доступно.
Этот сайт направлен палочка-выручалочка для учителей. Здесь вы можете найти: тесты, презентации, кроссворды, конспекты и многое другое.
4) https://www.topmarks.co.uk/english-games/5-7-years/letters-and-sounds
Эта страница предлагает ряд английский игр, направленных на изучение не только лексике, но и фонетике, чтению и письму. Ребёнок может играть и обучаться дома, но можно использовать и на учебных занятиях в младших классах, для более эффективного привлечения внимания.
5) http://nlvm.usu.edu/en/nav/vlibrary.html
На этой странице представлен широкий ассортимент виртуальных приложений, которые работают практически со всеми интерактивными досками.
2) Электронные учебники и словари
Достоинствами электронных учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний.
С другой стороны, создание электронных учебников способствует так же решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них так же может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации.
Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование в формах работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка.
Здесь вы можете найти большинство электронных учебников https://uchebniki.by/
Электронный словарь - словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Позволяет быстро найти нужное слово, часто с учетом морфологии и возможностью поиска словосочетаний (примеров употребления), а также с возможностью изменения направления перевода (например, англо-русский или русско-английский).
Внутренне словарь устроен как база данных со словарными статьями.
По сравнению с печатными аналогами компьютерные словари предоставляют пользователю множество дополнительных возможностей:
-многократное увеличение скорости поиска;
-множество входов в словарь: словник, алфавитный индекс, ввод слова и словосочетания с клавиатуры, из текстового редактора;
-поиск слов с недостаточно точным правописанием;
-полнотекстовый поиск (не только в словнике, но и в текстах всех словарных статей);
-применение средств мультимедиа для семантизации лексики;
-наличие системы гиперссылок;
-наличие перекрестных ссылок ко всем словам, имеющимся в словаре;
возможность хранения большого объема информации;
-в двуязычных словарях - возможность прямого и обратного перевода;
-включение в структуру компьютерного словаря нескольких словарей разных типов и жанров;
-одновременный поиск сразу в нескольких словарях;
-ограничение области поиска ключевыми словами, тематическими группами, частями речи и т.п.;
-пополнение словаря пользователем, или создание пользовательского словаря;
-сохранение последовательности поиска в течение сеанса работы (так называемая хронология / история поиска);
-сохранение «закладок» в словаре и др.
Перечень топ-8 электронный словарей:
- Longman Contemporary Dictionary
- Oxford Living Dictionaries
- Oxford Advanced Learner's Dictionary
- Macmillan Dictionary
- Collins Dictionary
- Dictionary.com
- UrbanDictionary.com
- Мультитран
LinguaLeo https://lingualeo.com/ru -
это комплекс из мобильных приложений и веб-интерфейса, который позволяет русскоговорящим пользователям изучать английский язык. 0н располагает очень широкими возможностями по выбору методик, тем и темпа изучения. Элементом игры здесь является львенок, которого нужно кормить успешными языковыми тренировками.
Возможности LinguaLeo:
- личный словарь с транскрипцией и озвучкой
-возможность выбора перевода
-тематические словари с иллюстративными ассоциациями
-возможно заниматься без интернет подключения
-эффективные тренировки: конструктор, перевод слов
-наблюдение за прогрессом изучения языка в реальном времени
-разнообразные подходы к тренировкам и запоминанию слов
-можно изучить английский язык совершенно бесплатно
Каждое новое незнакомое слово LinguaLeo заносит в ваш личный словарь, чтобы позже напомнить вам о необходимости тренировки. Новые слова и устоявшиеся словосочетания в приложении можно как добавлять самостоятельно, так и выискивать среди бесчисленного количества текстов в Джунглях ( обычно это короткие сказки, рассказы или статьи), которые разбиты по категориям («Для новичков», «Топ 100 всех времен», «Бизнес-английский» и другие). Здесь стоит отметить, что упор LinguaLeo делает именно на объеме вашего словарного запаса. У LinguaLeo огромный потенциал для изучения лексики и работы над своим словарным запасом.
3) Использование QR- code на уроках
Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения.
Для создания QR-кодов существуют специальные приложения или сайты-генераторы. Сайт для создания QR- code https://qrcode.tec-it.com/ru
Принцип работы таких приложений и сервисов прост — необходимо ввести данные для кодирования и получить изображение QR-кода. С помощью этих кодов вы можете давать обучающимся текст и ссылки на интернет-ресурсы в таком формате, который позволит им использовать их собственные мобильные устройства. В виде QR-кода можно дать текст, для чтения, ссылку на интернет-сайт, адрес. А так же для поиска предметов в классе или в школе, такой прием называется “Treasure hunt”. Создаем инструкции, например Go two steps forward, then turn left / Open the red box / Take the key out of the black box / Turn right and go three steps / Open the box with the key и так далее. Для этого необходимо распечатать инструкции и разместить в нужных местах в классе или школе. Затем дети устраивают “Treasure hunt”.
Они считывают инструкции смартфонами (у них установлено специально приложение для считывания кодов напр. QR-code Reader) и выполняют задачу.
Также к заданиям можно давать ответы для самопроверки в виде кодов. Ученики выполняют задания, а после того, как они закончили работу, учитель разрешает им воспользоваться смартфонами, чтобы считать код и увидеть правильные ответы. Помимо этого, в классе можно устроить виртуальную выставку по любой теме. Для этого можно взять соответствующие картинки в интернете зашифровать ссылки на них в виде кодов, распечатать коды и с подписями развесить на стенах. Дети могут в свободное время на переменах знакомиться с экспонатами выставки.
Таким образом, предложенное средство в обучении английскому языку с использованием мобильных устройств не только продолжает сложившиеся ранее традиции обучения иностранным языкам с использованием технических устройств, но и расширяет их за счет использования принципиально новых возможностей мобильных платформ.
Сочетание различных видов работы на уроке английского языка при обучении лексике с использованием компьютерных информационных технологий и интернета может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разно-уровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. Применение ИКТ и интернет-ресурсов даст возможность достичь положительных результатов, что способствует значительному повышению качества образования.