Использование компьютерной графики на занятиях по изобразительному искусству с учащимися начальной школы

Использование компьютерной графики на занятиях по изобразительному искусству с учащимися начальной школы

Волкова И.Г.,
аспирант Научно-методического учреждения
«Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь

 

Культурологическая основа современного художественного образования требует опоры его содержания на актуальный уровень развития культуры и искусства. Компьютерная графика – современный вид искусства, в котором переплетаются средства художественной выразительности традиционных видов искусства с безграничными интерактивными возможностями. Использовать компьютерную графику на занятиях по изобразительному искусству можно как в инвариантном, так и в вариативном компонентах художественного образования.

Включение компьютерной графики в содержание обучения изобразительному искусству возможно только при условии понимания ее специфики и средств. Специфика компьютерной графики определяется ее содержанием, в котором сочетаются технические и художественные ее особенности как вида искусства. Структура содержания компьютерной графики включает технический и художественно-творческий компоненты (рисунок 1). Технический компонент ориентирован на ознакомление с технической составляющей компьютерной графики, т.е. на освоение ее программного (изучение графических редакторов, программ компьютерной графики) и инструментального (развитие умений и навыков работы с мышью, графическим планшетом, пером) обеспечения. В состав технического компонента входят тезаурусный и инструментальный. Тезаурусный компонент ориентирован на ознакомление учащихся с основными терминами и понятиями для адекватного взаимодействия на занятиях с учителем, между собой. Инструментальный компонент включает знакомство учащихся с инструментарием графических редакторов, основными приемами работы в них. Для освоения младшими школьниками компьютерной графики необходимо строить обучение не линейно по отдельным программам (графическим редакторам), а параллельно, приводя примеры и аналогии из различных графических редакторов. Это возможно по причине того, что программы векторной графики (CorelDraw и др.) объединены концептуально (единая основа принципов работы), так же как и программы растровой графики (Paint,  Paint.NET, Adobe PhotoShop и др.). Данный подход позволяет учащимся более динамично приспосабливаться к появляющимся новым версиям программ, кроме того обеспечивает перенос знаний, умений и навыков учащихся с одной программы на другую в пределах одного вида графики.

Художественно-творческий компонент обеспечивает художественно-выразительную составляющую компьютерной графики и ориентирован на художественно-творческую деятельность учащихся с применением выразительных возможностей графических редакторов. Компьютерная графика в данном аспекте обеспечивает как процесс восприятия предметов, явлений окружающей действительности, произведений искусства (перцептивный компонент), так и собственно практическую художественно-творческую деятельность. Последняя, в свою очередь, включает комбинаторный компонент, который охватывает деятельность по созданию изображений из предлагаемых элементов, а также творческий компонент, ориентированный на самостоятельное творчество учащихся. Посредством компьютерной графики учитель имеет возможность организовать моделирование и демонстрацию тех законов, которые лежат в основе художественного творчества, включая все этапы создания творческой работы (выдвижение гипотезы, поиск путей решения, корректировка, реализация идеи с использованием возможности увеличения, уменьшения, переноса, копирования, удаления, добавления и др.). Художественно-творческий компонент должен реализовываться на материале культурного наследия Беларуси, должен иметь ярко выраженный национальный характер и опираться на общечеловеческие ценности.

Рисунок 1. – Структура содержания компьютерной графики

 

Средства компьютерной графики претерпевают некоторые изменения в содержании по сравнению с выразительными средствами традиционного искусства, что связано с полной управляемостью любыми преобразованиями в работе автора-художника. К средствам компьютерной графики в данном контексте мы относим: точку, линию, контур, силуэт, тон, цвет, мазок, форму, пропорции, формат.

Точка и линия помогают создать художественный образ за счет их динамического изменения по размеру, толщине, материалу нанесения. Размер точки может быть от одного пикселя до широкого круга. Точка также используется в инструменте «распылитель», когда значение приобретает количество точек, их расположение, концентрация и цвет. Материал нанесения линии создает различное эмоциональное воздействие на зрителя: тонкая изящная карандашная линия, воздушная прозрачная линия фломастера, бархатистая сочная линия пастели и т.д. При работе линией и точкой различными материалами в компьютерной графике важно учитывать те эмоции и переживания, которые хочет передать автор зрителю, именно они определяют выбор материала.

Контур и силуэт создают выразительный образ при работе от линейного рисунка к цветному изображению и при работе цветными фигурами (графическими примитивами). Работа от линейного (контурного) рисунка к заливке цветом во многом напоминает создание композиции в традиционном искусстве, отличие заключается лишь в необходимой замкнутости форм для заливки цветом. Контур в данном случае должен быть детально проработан. Вся последовательность работы строится от частного к общему и чаще используется в растровой графике. Технологические возможности программ компьютерной графики также позволяют перемещать отдельные детали изображения для последующей их проработки. Использование силуэта возможно при создании композиции в цвете фигурами (графическими примитивами). При этом вся работа ведется от общего (крупные фигуры) к частному (детализация изображения) и в большей степени характерна для векторной графики.

Тон как средство компьютерной графики широко используется при создании монохромных изображений, для достижения тонких тоновых нюансов, которые определяют особую выразительность художественной работы. Тон задается в той области цветовой палитры, где отсутствует яркость.

Цвет является наиболее часто используемым средством компьютерной графики. Цветовые палитры программных средств позволяют задавать оттенок, контраст и яркость цвета. Работа цветом схожа с традиционным искусством, отличие состоит в том, что управлять цветом возможно на любом этапе творческой работы без потери качества. Недостатком является частое расхождение цвета на мониторе и при распечатке. Избежать этого позволяет пробная печать палитры и соответствующая настройка экрана компьютера.

Мазок как средство компьютерной графики способствует созданию выразительного образа при работе живописными материалами, предлагаемыми компьютерной программой. Не все программы компьютерной графики имеют широкий диапазон выбора красок, кистей. В основном данное средство доступно в программах, наиболее полно имитирующих работу художника (например, программа ArtRage). При этом особое значение приобретают виды кистей и используемые живописные материалы.

Форма и пропорции как средства компьютерной графики используются аналогично традиционному искусству. Специфика заключается в возможности изменения формы и пропорций на любом этапе работы над композицией. Кроме того форма в векторной графике определяется геометрическими примитивами, которые составляют основу изображения.

Формат как выразительное средство компьютерной графики имеет свою специфику. В традиционном искусстве формат задается изначально (листом бумаги, холстом), его изменения по ходу практически невозможны. Программы компьютерной графики позволяют изменять формат по мере необходимости или определять формат работы даже на завершающем этапе. Удобство программ заключается еще и в том, что автор может использовать свободное поле листа для проработки отдельных деталей, из которых затем составляется общая композиция.

Рассмотренные средства компьютерной графики находят свое отражение в инструментах, предоставленных пользователю компьютерными программами. Набор инструментов программ компьютерной графики варьируется от программы к программе, но основа остается неизменной (инструменты «карандаш», «ластик», «линия», «заливка» и пр.), что позволяет без особых трудностей переходить в творческой работе от одной программы к другой в рамках одного вида графики, а при освоении компьютерной графики не ограничиваться изучением только отдельных программ.

Стоит отметить, что технические возможности программ компьютерной графики позволяют создавать художественный образ, используя отдельные команды для преобразования визуального объекта на любом этапе творческой работы. Их применение позволяет автору экспериментировать в процессе воплощения художественного замысла в виртуальном пространстве без особых затрат на материалы и инструменты, для придания целостности, единства, выразительности художественному образу. В этой связи данные команды также выступают средствами компьютерной графики. К ним относят следующие команды: «вырезать», «копировать», «вставить», «отменить/повторить», «отразить/повернуть», «растянуть/наклонить», «изменить масштаб». Они доступны во всех программах компьютерной графики, отличия могут быть только в названии самой команды.

Команды «вырезать», «копировать», «вставить» позволяют удалить отдельные фрагменты изображения, скопировать фрагмент или изображение в целом и вставить скопированные фрагменты или изображение целиком.

Команды «отменить/повторить» дают возможность вернуться в работе на шаг назад, т.е. отменить предыдущую операцию, или повторить уже выполненную (команда «повторить»). Количество операций для отмены или повтора в каждой программе разное (от трех до всего набора операций).

Команды «отразить/повернуть» помогают преобразовывать изображение или его фрагмент: отразить слева направо, сверху вниз, повернуть на угол (90°, 180°, 270°).

Команды «растянуть/наклонить» позволяют растянуть изображение по горизонтали или вертикали на определенное количество процентов, а также наклонить изображение по горизонтали или вертикали на определенное количество градусов. Для растровой графики данные преобразования могут влиять на качество изображения.

Команда «изменить масштаб» предоставляет широкие возможности для детальной проработки изображения. В растровой графике, используя масштаб, можно изменять изображение по пикселям, в векторной – по миллиметрам (дюймам). 

Рассматривать средства компьютерной графики необходимо в единстве выразительных средств, представленных в инструментарии компьютерных программ, и средств, реализуемых через соответствующие команды. Данное единство обеспечено самой компьютерной программой, но его рациональному использованию следует обучать на занятиях по изобразительному искусству.

Использование компьютерной графики возможно как на уроках изобразительного искусства, так и во внеклассной деятельности. Знакомство с компьютерной графикой на уроках изобразительного искусства должно быть спланировано и носить систематический характер. На наш взгляд, есть смысл отводить по 2-3 урока в четверти, на которых учащиеся познают компьютерную графику как вид искусства. Во внеклассной работе могут быть организованы викторины, игры-путешествия, ученические конференции по различным аспектам компьютерной графики, мастер-классы с участием графических дизайнеров, походы на выставки компьютерного творчества, коллективные выставки компьютерных рисунков учащихся и пр. Кроме того, учащимся, проявляющим особый интерес к компьютерному творчеству, можно предложить посещать факультативные занятия «КомпиАрт (основы рисования на компьютере)».

Стоит отметить, что проведенное нами пилотажное исследование компетентности педагогических работников в сфере компьютерной графики показало невысокий уровень знаний, умений учителей изобразительного искусства в сфере компьютерного творчества на фоне признания перспективности использования компьютерной графики в обучении изобразительному искусству. Однако простейшие графические редакторы не требуют серьезной технической подготовки и ориентированы на среднестатистического пользователя. Возможности использования компьютерной графики на занятиях по изобразительному искусству безграничны, необходимо только желание педагога освоить эту технологию. Кроме того, учителю можно развиваться вместе с учениками в процессе коллективного компьютерного творчества.