Методика развития художественных способностей учащихся начальной школы средствами компьютерной графики

Методика развития художественных способностей учащихся начальной школы средствами компьютерной графики

Волкова И.Г.,
аспирант Научно-методического учреждения
«Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь

 

Необходимость разработки методики развития художественных способностей учащихся начальной школы продиктована рядом проблем, которые возникают в современной социокультурной ситуации. Одна из проблем связана с тем, что поколение учащихся, пришедших в учреждения образования, с ранних лет приобщается к компьютерным технологиям. Современное программное обеспечение для компьютеров, планшетов, смартфонов и пр. ориентировано на среднего пользователя, кроме того имеются программы, приложения, разработанные специально для дошкольника и младшего школьника. Разобраться, как пользоваться той или иной программой, приложением по силам даже начинающему пользователю. К сожалению, в образовании не всегда используются новейшие возможности компьютерных технологий. Ситуация, в которой ученик умеет больше, чем учитель, сегодня еще актуальна.

Другая проблема связана с тем, что художественно-творческая деятельность для учащихся младшего школьного возраста остается одним из способов познания окружающей действительности. Ученики начальной школы проявляют интерес к рисованию, лепке, декоративно-прикладной деятельности. С появлением различного рода устройств («гаджетов») многие учащиеся стали рисовать за компьютером, пальцем или стилусом на планшете, экране смартфона и т.д. Художественная составляющая в таких рисунках не раскрывается учащимися в полной мере.

Третья проблема состоит в том, что содержание художественного образования в начальной школе еще отстает от актуального уровня развития художественной культуры и искусства. Современному искусству постмодернизма характерно появление новых видов, основанных на синтезе и интеграции. Компьютерная графика является современным видом искусства, наряду с анимационным искусством, фотоискусством и др. В инвариантном содержании обучения изобразительному искусству в начальной школе не предусмотрено изучение компьютерной графики и художественно-творческой деятельности учащихся за компьютером.

Обозначенный круг проблем определил необходимость разработки в вариативном компоненте художественного образования факультатива по компьютерной графике для учащихся начальной школы, что и было сделано. Разработанная учебная программа факультативных занятий «КомпиАрт (основы рисования на компьютере)» для 2-4 классов [1] позволяет реализовать методику развития художественных способностей учащихся начальной школы средствами компьютерной графики.

Методика включает диагностический инструментарий, содержательные линии и их наполнение, виды практической художественно-творческой деятельности за компьютером, методы обучения, формы организации обучения и средствиальное обеспечение. Цель методики – развитие художественных способностей учащихся младшего школьного возраста средствами компьютерной графики. Задачи: 1) формирование эстетического отношения к окружающей действительности; 2) формирование представлений о компьютерной графике как современном направлении искусства; 3) формирование умений создавать художественные образы посредством графического редактора; 4)   развитие художественного воображения, творческого мышления учащихся.

Диагностический инструментарий может использоваться педагогическим работником на начальной стадии обучения для диагностики исходного уровня развития художественных способностей учащихся. В него входят: диагностические задания, анкета-опросник для учителя. Диагностические задания разработаны с опорой на методику А.А. Мелик-Пашаева [2] и выявляют эстетическое отношение к окружающей действительности и художественное воображение, лежащие в основе художественных способностей учащихся. Анкета-опросник для учителя позволяет определить художественную направленность учащихся индивидуально.

Содержание обучения на факультативных занятиях определено учебной программой. В ней представлены тематический план и тематическое содержание. Концептуально в программу заложены следующие содержательные линии, условно совпадающие с годами обучения: II класс «Юный художник и компьютерная графика», III класс «Компьютерная графика и мир вокруг», IV класс «Компьютерная графика и мир профессий».

«Юный художник и компьютерная графика» – содержание ориентировано на приобщение учащихся к искусству, в том числе его современным направлениям, на расширение представлений о значении искусства в жизни человека, на развитие отношения ученика к реальной действительности как выразительному и живому миру через художественное творчество. На данной ступени учащиеся знакомятся с простейшим графическим редактором (например, Paint) – его инструментами, основными командами и действиями. На основе экстраполяции выразительных средств традиционного искусства на изучаемый графический редактор осваиваются художественно-выразительные возможности компьютерной программы. На занятиях углубляются знания о выразительных средствах искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция и пр.), приемах создания художественных и декоративных изображений через творческую деятельность на компьютере.

«Компьютерная графика и мир вокруг» – содержание направлено на познание предметного мира, окружающего ребенка, через компьютерное художественное творчество, на определение роли компьютерной графики в создании предметов окружающей действительности (предметы интерьера, одежда, книги, афиши, плакаты, открытки и пр.).

«Компьютерная графика и мир профессий» – содержание направлено на изучение компьютерной графики как средства, помогающего в творческой деятельности художнику-оформителю, мультипликатору, дизайнеру, фотографу, мастеру декоративно-прикладного искусства, архитектору и пр.  Учащиеся осваивают законы композиции, учатся создавать эскизы архитектурных сооружений, декора предметов быта, одежды, мебели на компьютере.

 Компьютерная графика как современный вид искусства может осваиваться через следующие виды практической художественно-творческой деятельности: художественное рисование (изображение), декоративное рисование, художественно-конструктивное рисование.

Художественное рисование – создание реалистичных или фантазийных образов с имитацией художественных техник графики, живописи. Данный вид рисования представлен следующими заданиями:

- рисование на темы, близкие учащимся (семья, друзья, животные, сказки, путешествие и пр.),

- рисование по памяти (перцептивный опыт учащихся),

- рисование по представлению (фантазийные сюжеты).

Декоративное рисование – рисование с использованием обобщенной формы, стилизации, украшения и пр. Данный вид рисования представлен следующими заданиями:

- подбор цветового решения контурного рисунка путем его раскрашивания,

- составление рисунка из частей (предлагаемых учителем, созданных учащимся),

- составление композиций-эскизов изделий декоративно-прикладного искусства (эскизы орнаментов, узоров для росписи, рисунка на ткани, витража, мозаики и пр.),

- декорирование элементов композиции,

- создание декоративных тематических композиций.

Художественно-конструктивное рисование – составление макетов печатной продукции различного рода (открытки, визитки, программки, афиши, объявления и пр.).

Наиболее простым в контексте учета возрастных особенностей учащихся 1-4 классов является декоративное рисование, в этой связи его следует использовать на первом и втором годах обучения, художественное рисование требует сформированного умения владеть манипулятором «мышь» и используется к концу учебного года в небольшом объеме, художественно-конструктивное рисование используется в основном на третьем, четвертом годах обучения.

Возможности графических редакторов позволяют обеспечить все виды художественной деятельности для компьютерной графики как в пределах одной компьютерной программы, так и на примере нескольких. В частности, художественное рисование в большей степени обеспечивают программы компьютерной графики ArtRage, Paint; декоративное рисование – Paint,  Paint.Net, TuxPaint, AdobePhotoshop, OpenCanvas; художественно-конструктивное рисование – CorelDraw, Inkscape, Paint и др. Возрастные особенности младших школьников определяют выбор одного графического редактора, на примере которого обеспечиваются все виды художественной деятельности для компьютерной графики. Наиболее простым и доступным в 1-4 классах учреждений образования республики является графический редактор MicrosoftPaint, который входит в пакет стандартных программ операционной системы Windows.

В методике развития художественных способностей учащихся средствами компьютерной графики используются следующие группы методов: общедидактические, классифицируемые по степени самостоятельности (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемного изложения, исследовательский) и частнометодические, представленные в частных методиках обучения изобразительному искусству и информатике (метод поэтапных открытий, метод широких ассоциаций, метод «смыслового видения», практико-ориентированный метод, метод компьютерных творческих заданий, игровой метод, метод проектов).

Объяснительно-иллюстративные методы – учитель сообщает учащимся готовую информацию, учащиеся усваивают ее и сохраняют в памяти. Данная группа методов используется при первичном знакомстве с компьютерной графикой как компьютерной технологией и как видом современного искусства, с программами компьютерной графики, при усвоении отдельных понятий искусства, при объяснении последовательности работы над практическим заданием в графическом редакторе, техники безопасности при работе за компьютером и в компьютерном классе. В данной группе используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, демонстрация, педагогический рисунок и др. Объяснение, совмещенное с иллюстрированием, может проводиться учителем за одним компьютером (учащиеся находятся возле учителя) или с использованием интерактивной доски (учащиеся находятся на своих рабочих местах).

При обучении компьютерной графике педрисунок может выполняться традиционно мелом на классной доске, на тонированной бумаге углем, мелом, пастелью, сангиной, гуашью, на белой доске маркером материалами, а также интерактивно – учитель выполняет действия на компьютере и демонстрирует их с помощью видеопроектора на экране или на интерактивной доске.

Репродуктивные методы – учитель показывает способы деятельности и активизирует учащихся на воспроизведение образца, показанного учителем. В данной группе методов используется педагогический рисунок, упражнения. Педагогический рисунок может показываться как для всей группы учащихся (на учительском компьютере или на интерактивной доске), так и индивидуально (на компьютере отдельных учащихся). Упражнения репродуктивного характера используются при знакомстве с инструментами и командами графического редактора. Их применение не должно быть частым, по причине того, что основной акцент следует сделать на упражнения творческого характера.

Методы проблемного изложения – учитель ставит перед учащимися проблему (противоречие) и показывает пути ее решения. Данная группа методов перекликается с группой объяснительно-иллюстративных методов, однако целевая установка здесь иная. Может применяться метод творческих заданий, ориентированный на постановку учителем образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе ее решения.

Частично-поисковые методы – учитель ставит перед учащимися учебную задачу, предполагающую частичное их участие в ее решении. Например, устное изложение, эвристическая беседа, диспут и др. Данные методы могут использоваться при совместном творчестве учителя и учащихся и поиске решения творческого задания. Чаще всего данные методы применяются в коллективных творческих работах.

Исследовательский метод – учитель предлагает обучающимся задание, выполнение которого предполагает самостоятельный поиск путей его выполнения. Данный метод используются при самостоятельном художественном творчестве учащихся. Иногда целесообразно его использовать на обобщающих занятиях.

Метод поэтапных открытий – при отборе содержания нового материала и практического задания учитель опирается на тематику раздела содержания обучения. Содержание выстроено на поэтапном вхождении учащихся в мир искусства и компьютерной графики, что связано с возрастными особенностями учащихся младшего школьного возраста, а также с эмоциональным открытием каждой темы для учащихся. 

Метод широких ассоциаций – при восприятии искусства учителю следует стимулировать учащихся к личностной интерпретации, предполагающей использование жизненного опыта, эмоционального воздействия произведения, а не к точному пересказу воспринятого. Задача учителя – правильно управлять и направлять фантазию учащихся. 

Метод «смыслового видения» – при объяснении специфических понятий компьютерной графики учителю необходимо добиваться понимания учащимися их сущности. Например, изображение в растровой графике состоит из пикселей – маленьких квадратиков, имеющих цвет и размер, который можно изменять.

Практико-ориентированный метод – продукты творческой деятельности учащихся могут использоваться в жизнедеятельности класса, школы, района, города, села. Данный метод реализует принцип связи с жизнью и на примерах показывает практическое применение компьютерной графики в реальной жизни. Продуктами творческой деятельности учащихся могут быть: открытки, расписание уроков, визитки, стенды, афиши, программы концертов, декор школьных, городских, сельских праздников и пр.

Метод компьютерных творческих заданий – предлагается выполнить различные задания для освоения инструментария графического редактора и развития эстетического восприятия, художественного воображения. Учитель может использовать, например, следующие виды компьютерных творческих заданий для развития художественных способностей учащихся средствами компьютерной графики:

1)создание цветовых пятен, силуэтов по заданной теме, музыкальному фрагменту, поэтическому произведению;

2)составление композиции из предлагаемых элементов и ее детализация;

3)обработка готовых изображений, фотографий;

4)придание выразительности (характера, настроения) предлагаемому образу с помощью дополнительных эффектов графического редактора;

5)изменение эмоционального настроения композиции;

6)  создание композиций на заданную тему и др.

Игровой метод – основа развития художественных способностей средствами компьютерной графики в начальной школе. Возрастные особенности учащихся требуют постоянного использования игрового метода в обучении, особенно в первом классе для постепенного перехода от дошкольного детства к школьному. Игра может определять содержание всего занятия или являться его отдельным элементом. Учитель может широко использовать дидактические и ролевые игры.

Метод проектов – для художественно-творческой деятельности задается тема, реализацию которой учащиеся продумывают самостоятельно, работая в группах или индивидуально. В результате должен получиться реальный продукт, который может использоваться в жизнедеятельности учащихся. В процессе работы над проектом учитель оказывает индивидуальную помощь в составлении композиции, в выборе техники, инструментов графического редактора.

Основной формой организации обучения на факультативе является занятие. Типология занятий схожа с типологией уроков изобразительного искусства. Комбинированное занятие включает следующие этапы:

I. Организационный момент. Осуществляется организация и проверка готовности к занятию, раскрываются общие цели занятия, план его проведения, напоминаются правила поведения и техника безопасной работы за компьютером.

II. Актуализация знаний, умений и навыков. Направлена на подготовку к усвоению материала и включает стимулирование внешней и внутренней мотивации учения, актуализацию субъектного опыта учащихся.

III. Изучение нового материала. Осуществляется усвоение новых знаний и способов действий. Данный этап может включать деятельность, направленную на формирование представлений об объекте изображения, о приемах и техниках изображения, об особенностях применения инструментов и команд графического редактора, а также деятельность по формированию ценностного отношения к искусству и эстетического отношения к окружающей действительности.

IV. Объяснение практического задания. Объясняются цели и содержание практического задания, показываются основные приемы работы, последовательность, примеры работ.

V. Обобщение. Осуществляется обобщение и систематизация знаний и способов действий: формирование системы знаний, умений, установление внутрипредметных и межпредметных связей. Выявляются качество и уровень усвоения знаний и способов действий, недостатки в усвоении, их коррекция.

VI. Практическая художественно-творческая деятельность. Организуется выполнение предварительных упражнений, которое решает задачи овладения способами деятельности на основе усвоенной информации. Выполняется творческая самостоятельная работа индивидуального или коллективного характера за компьютерами.

На занятиях используется групповая форма обучения, сочетающая задания для групповой, парной и индивидуальной работы. Последовательность работы над рисунком, выполняемым индивидуально за компьютером:

1)      разработка основной идеи, соответствующей теме задания;

2)      создание эскиза (возможно на бумаге или на свободном поле графического редактора);

3)      выбор формата рабочего листа в графическом редакторе;

4)      определение планов и их компоновка на формате;

5)      заливка фоновых планов цветом;

6)      проработка основных объектов композиции (на основном формате или на свободном поле графического редактора);

7)      выбор композиционного размещения основных объектов;

8)      детализация (заливка цветом, выделение главных объектов);

9)      достижение целостности с помощью дополнительных эффектов графического редактора;

10)  сохранение готовой композиции в необходимом формате. 

Последовательность работы над групповой творческой работой, выполняемой за компьютером:

1)      разработка основной идеи в соответствии с темой задания;

2)      распределение обязанностей внутри группы в зависимости от роли (художники фона, художники основных объектов, художники-декораторы);

3)      создание эскизов коллективной композиции (на бумаге несколькими учащимися);

4)      выбор наиболее выразительной композиции;

5)      распределение объема работы каждому учащемуся в соответствии с его ролью;

6)      выполнение задания индивидуально (парно) на компьютере в соответствии с выданным заданием;

7)      сохранение рисунка и его передача по локальной сети на основной компьютер;

8)      обсуждение и составление общей композиции из фоновых планов, основных объектов на основном компьютере;

9)       корректировка, детализация (при необходимости) и декоративное оформление композиции;

10)  сохранение готовой композиции в необходимом формате.

VI. Подведение итогов, рефлексия. Проводится закрепление, оценка рисунков учащихся и работы группы в целом. Инициируется деятельность учащихся по рефлексии своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности.

Методика развития художественных способностей учащихся начальной школы предполагает использование средствиального обеспечения, представляющего учебно-методический комплекс, который включает учебную программу факультативных занятий «КомпиАрт (основы рисования на компьютере)», учебное пособие для учащихся и пособие для учителя.

Учебная программа определяет цели и задачи обучения, особенности подходов к проведению занятий, используемые методы, формы работы, тематическое содержание обучения.

Учебное пособие для учащихся включает разработки необходимого теоретического материала и практических заданий репродуктивного и творческого характера, подобранных в соответствии с темами учебной программы.

Пособие для учителя содержит методические рекомендации по проведению факультативных занятий в соответствии с учебной программой и включает: календарно-тематическое планирование учебных занятий, цели каждого занятия, примерное содержание, образцы выполнения практических заданий.

Таким образом, необходимость разработки методики развития художественных способностей учащихся начальной школы возникла в результате анализа современной ситуации в сфере использования актуального уровня развития художественной культуры в художественном образовании в соответствии с потребностями и интересами современного учащегося начальной школы. Авторская методика включает диагностический инструментарий, содержательные линии и их наполнение, виды практической художественно-творческой деятельности, методы обучения, формы организации обучения и средствиальное обеспечение. Наиболее полно представленная методика может быть реализована в процессе проведения факультативных занятий по основам рисования на компьютере.

 

Список использованных источников

  1. Волкова, И.Г. КомпиАрт (Основы рисования на компьютере) : II – IV кл. : учеб. программа факульт. занятий для учреждений общего среднего образования с белорус. и рус. яз. обучения / И.Г. Волкова // Мастацкая і музычная адукацыя. – 2016. – № 6. – С. 18-29.
  2. Художественная одаренность детей, её выявление и развитие / А.А. Мелик-Пашаев [и др.]. – Дубна : Феникс+, 2006. – 108 с.