ШАГ "О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений"

08.04.2021

Актуальность темы духовно-нравственного развития молодежи на современном этапе очевидна. Сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у многих людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

«В моральном устроении заключается величайшее украшение мира». Значение этих слов великого мыслителя И. Канта с особой ясностью и остротой воспринимаются сегодня, когда человеческое сообщество все более активно и настойчиво вступает в информационную эру, выходит на новые рубежи научно-технического знания, осваивает передовые коммуникационные технологии. Но в то же время в этом глобальном по своим масштабам процессе, как никогда еще в истории, все тяжелее и болезненнее ощущается дефицит добра и человеческой теплоты в отношениях между людьми. Современный научно-технический прогресс значительно опередил по своим темпам нравственный прогресс, что при сохранении прежних нравственных проблем породило новые формы бездуховности, жестокости, насилия, враждебности.

Проблема гуманизации, «очеловечивания» человека становится одной из приоритетных задач развития современного общества, на реализацию которой должны быть направлены как потенциал различных государственных и общественных институтов, так и усилия самой личности, ориентированной на самовоспитание и достойную самореализацию в жизни общества.

Своеобразным стержнем внутреннего мира человека являются нравственные ценности, которые занимают особое место среди множества проявлений человеческой духовности. Поэтому сегодня все более активно поднимаются вопросы духовно-нравственного характера.

В повседневном общении представления о нравственности достаточно часто ассоциируются с такими выражениями, как «быть человеком», «жить по-человечески», «человеческие законы», «поступать по совести», «работать по совести», «относиться с уважением» и др. Человечность, гуманность, добропорядочность, совестливость, ответственность, честность – эти и другие качества, проявляясь в жизни человека, превращают нравственность из теоретической конструкции в реально существующий феномен. Раскрываясь всем богатством своих моральных чувств, убеждений, мотивов и качеств, человек становится неповторимой личностью, открывает и совершенствует, говоря словами Канта, «человеческое в себе», то есть «заложенные в нас прекрасные задатки добра, делающие человека достойным уважения».

В противовес набирающим силу тенденциям глобализации культуры в обществе заметно повысился интерес к национальным культурным ценностям. Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что именно на основе формирования прочного духовно-нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. Нация, утратившая свои духовные основы, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Настоящее и будущее общества и государства определяется бережным сохранением и развитием культурно-исторического наследия, народных традиций и норм общественной жизни. Все это обуславливает актуальность гражданско-патриотического воспитания в современном обществе.

Гражданственность и патриотизм, соблюдение законов и уважение прав являются важнейшими нравственными качествами человека, в которых выражается сопричастность его к своей Родине, народу, государству, их истории и культуре.

Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие – вот характерные черты белорусов. Эти особенности ценностных ориентаций поведения людей в полной мере относятся к традиционным ценностям.

Исследователи отмечают, что белорусы миролюбивы, для них не характерно чувство национального превосходства над другими национальностями. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления.

Исторически преемственная толерантность белорусской нации, межэтническое и межконфессиональное согласие в белорусском обществе в целом по праву являются визитной карточкой нашей страны.

В иерархии духовных ценностей белорусского народа особое значение имеют:

любовь к Родине, которая проявляется в уважительном отношении к родному краю, заботе о сохранении и приумножении его богатства;

терпимость – умение прислушаться к чужому мнению, уважение к людям с другими взглядами, религией;

толерантность, выражающаяся в отсутствии вражды, в склонности к компромиссам, поиске справедливости без насилия.

Одной из традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной (национальной, территориальной, социокультурной и т.п.) общности желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям. Именно в отсутствии чувства социального или национального превосходства, в мирном сосуществовании с другими народами проявляется миролюбие белорусов. Поэтому практически все люди, которые приезжают в Беларусь, выделяют наше гостеприимство.

Ситуация в сфере этнокультурных общностей в нашей республике характеризуется традиционной положительной стабильностью, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни страны. В религии стали видеть гарантию стабильности, порядка, незыблемости духовных устоев общества, возрождения национальных традиций народа.

Вот уже более двадцати лет в нашей стране отмечают заслуги тех, чья жизнь и работа пронизаны идеями гуманизма. В этом видится особый символизм. Ведь любая страна сильна своими традициями и духовными ценностями. Это то, что формирует нравственный фундамент нации. И то, без чего невозможны мир и спокойствие в обществе. За свою многовековую историю белорусский народ сумел сохранить свои лучшие качества, в том числе трепетное отношение к своим истокам, уважение к своему прошлому, веру в настоящее и будущее.

Духовное возрождение – дело общее. Закономерно, что с самого начала премия «За духовное возрождение» не ограничивалась рамками православного вероисповедания. Настоящая душа широка, щедра и дружелюбна. Именно такова душа Беларуси, душа белорусского народа, который умеет ценить единство и выстраивать его.

Название премии «За духовное возрождение» предполагает наличие у претендента, помимо творческих и гуманитарных заслуг, также безупречных моральных и нравственных качеств.

Белорусская премия «За духовное возрождение» по-своему уникальна. В один день из рук Президента получают награды абсолютно разные люди. Известные деятели культуры и искусства, отмеченные званиями и наградами, и самодеятельные артисты. Музейные работники и библиотекари, медики и педагоги, священнослужители и светские люди.

Премия Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» присуждается ежегодно за выдающиеся произведения литературы и искусства, активную деятельность в гуманитарной области, способствующую сбережению и приумножению национального культурного достояния, воспитанию у молодежи любви к Отечеству, утверждению духовных ценностей и нравственных традиций, идей человеколюбия, милосердия и благотворительности.

По итогам 2020 года присуждены пять премий «За духовное возрождение». Ими отмечены трудовые и авторские коллективы, представители религиозной и образовательной организаций за активную деятельность в гуманитарной сфере, которая содействует сохранению и преумножению национального культурного достояния, воспитанию у молодежи любви к Отечеству, укреплению духовных ценностей и идей гуманизма.

Объединяет лауреатов одно: каждый из них неустанно трудится, чтобы мы с вами стали духовно и культурно богаче. Порою труд этот бескорыстен, а награда из рук Президента неожиданна. Но она нужна. И не столько самим лауреатам, сколько всем нам. Это знак: Родина помнит и ценит своих подвижников – людей, сильных духом.

Символично, что свое обращение к лауреатам и гостям церемонии Александр Лукашенко произносит на белорусском и русском языках:

«Паважаныя лаўрэаты!

Вы ‑ гонар нацыі. Менавіта такія людзі, як вы, пішуць гісторыю. Такія добрыя справы і пачынанні, як вашы, застаюцца ў памяці народа, даюць будучым пакаленням маральны i духоўны арыенцiр, вядуць да новых высокіх мэт. І летапіс жыцця беларусаў працягваецца. Сёння, калі свет становіцца ўсё больш агрэсіўным, асабліва важна цвёрда стаяць на сваёй зямлі, памятаць, што тут стагоддзямі жыў беларускі народ i будзе жыць, усведамляць сябе адзіным цэлым з пакаленнямі розных эпох, разумець, што ў нас ёсць свой шлях. Яго пачыналі вялікія людзі. Мы яго працягваем.

Ведаючы, праз якія выпрабаванні праходзілі нашы продкі, як гераічна адстойвалі сваю зямлю ў войнах, як, не маючы дзяржаўнасці, збераглі культурныя традыцыі і духоўныя каштоўнасці, мы бачым галоўнае».

«Мы, белорусы, народ с красивой душой. За каждым профессиональным или личным достижением стоят в первую очередь трудолюбивые и честные люди. Люди, которые отдают себя без остатка своей миссии, живут и работают во благо родной страны и народа. Это и есть патриотизм. Он в любви к детям и бескорыстном стремлении окружить заботой тех, кого судьба лишила материнской ласки. В самоотверженной борьбе за жизнь и здоровье людей. В бережном отношении к культурному достоянию нации, нашим исконным традициям и духовным ценностям. В защите исторической правды, памяти героев нашей земли, суверенитета страны. В воспитании молодых белорусов в любви к своей стране и гордости за своих предков. В спортивных победах во славу Беларуси».

Выступая на церемонии вручения премии «За духовное возрождение», Президент Беларуси Александр Лукашенко особо отметил, что ушедший из жизни митрополит Филарет, почетный Патриарший экзарх всея Беларуси, был настоящим героем Беларуси. Митрополита Филарета очень любили и любят верующие, он считается одним из самых уважаемых белорусских архипастырей. Церковные и светские власти отмечают его большой личный вклад в духовное возрождение белорусского общества, развитие отношений между церковью и государством, воспитание в людях милосердия и христианских ценностей, воссоздание храмов и церквей.

Подвижническая просветительская деятельность почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета, его большой личный вклад в духовное возрождение белорусского народа были отмечены высокими государственными наградами: орденами Отечества III степени, Почёта, Дружбы народов, Франциска Скорины, и другими. За многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога в 2006 году митрополиту Филарету было присвоено звание «Герой Беларуси».

«Лепшыя рысы нацыянальнага характару беларусаў – дабрыня і спачуванне, працавітасць і мэтанакіраванасць, адвага і самаадданасць, наватарства і геніяльнасць – ёсць у кожным з нас. Менавiта такiм, сапраўдным героем Беларусі, шчырым і адкрытым быў наш уладыка Філарэт, якого мы, на жаль, страцілі. Ён стаяў ля вытокаў нашага сённяшняга свята, асабiста падтрымлiваючы ўсiх лаўрэатаў сваiм благаславеннем.

У гiсторыi Беларусi Фiларэт назаўсёды застанецца прыкладам самаадданага служэння хрысцiянскiм каштоўнасцям, якiя нас аб'ядноўваюць.

Быць годнымі нашчадкамі нашага Фiларэта i iншых вялікіх дзеячаў тысячагадовай гісторыі роднай зямлі, захаваць сувязь часоў і эпох, якая стане апорай для новых пакаленняў, – наша агульная мэта.

Няхай узноўлены Тураўскі крыж, як і адроджаны раней крыж Еўфрасінні Полацкай, будзе яшчэ адной унікальнай святыняй, што абараняе нас на гэтым шляху. Сімвалічна, што сёння два крыжы побач на сцэне Палаца Рэспублікі. Я з асаблівым пачуццём гонару і падзякі ўручаю прэмію аўтарам узноўленай нацыянальнай святыні. А таксама іншым нашым суайчыннікам, якія сваімі добрымі і шчырымі справамі сапраўды азараюць наша жыццё святлом беларускай душы».