Рекомендации для родителей одаренного ребенка

Рекомендация для родителей

одаренного ребенка

 «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

 Так же у детей часто наблюдается обширный словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Типичные черты одаренных детей

- на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминают услышанное или прочитанное;

- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

- задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

 Если у Вашего ребенка:

 - отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,

- чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,

- проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,

- живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,

- отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,

- повышенные математические способности в плане вычислений и логики,

- устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,

- обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,

- наблюдаются трудности в общении со сверстниками,

- высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна), 

- зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске), то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей.

 Что делать родителям?

Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.

Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для  ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.

Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.

Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.

Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.

Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.

 Советы Дэвида Льюиса,

одного из признанных специалистов по одаренности

 - Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.

- Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.

- Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием, и работа еще не закончена.

- Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.

- Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.

- Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения

- Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.

- Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

- Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

- Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

- Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.

- Внимательно относитесь к его потребностям.

- Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.

- Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

- Не дразните ребенка за ошибки.

- Хвалите за любые успехи.

- Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

- Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.

- Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.

- Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.

- Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.

- Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.

- Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.

- Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он почувствует ответственность за свои решения.

- Помогайте ребенку стать личностью.

- Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.

- Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

- Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

- Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

- Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».

- Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.

- Наблюдайте за развитием вашего ребенка, анализируйте процесс развития, записывайте результаты в дневник.

Меню раздела