Рекомендации для родителей первоклассников

Первые дни ребёнка в школе.
Рекомендации для родителей по адаптации.
 
Поступление ребёнка в школу - это принципиально новый этап в его жизни. В психике дошкольника происходят сложные изменения, весь его организм перестраивается для реализации нового ведущего типа деятельности. Развитие ребёнка через ролевую игру исчерпало свои возможности, что привело к очередному возрастному кризису, разрешением которого и становится следующая ступень развития - начальное обучение. В первую очередь происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений (ребёнок - взрослый и ребёнок - дети). Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребёнка с родителями, на отношения внутри детского коллектива. На дошкольном этапе благополучие ребёнка зависит от внутрисемейной гармонии.
            В школе возникает новая структура этих отношений (ребёнок - учитель), которая начинает определять отношение школьника к родителям и одноклассникам. В построении учебной деятельности заключается задача всего периода начального обучения - прежде всего ребёнка надо научить учиться, а следовательно, и создать ему необходимые условия.
            Наиболее трудным для дошкольника является период адаптации к школе, который сильно зависит от его индивидуальных особенностей. Впечатлительные, эмоциональные, застенчивые дети нуждаются в особых условиях, часто в эту категорию попадают и домашние дети, которые привыкли быть в центре внимания любящих их взрослых. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. При этом они должны быть терпеливы и спокойны, временные неудачи ещё не указывают на будущее отставание. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые родители, которые его поймут и помогут. Как правило, поступая в школу, все дети хотят учиться, т. е. у них сформирована мотивация на учение, которую необходимо сохранить и постепенно перевести в познавательную активность.
            Дошкольник, поступивший в школу, очень хочет соответствовать её требованиям, быть хорошим, доказать взрослым, что он большой и справляется с новыми условиями жизни. Как важно поддержать его на самом старте обучения! Новое окружение, требования на первых порах делают ребёнка одиноким и беззащитным. Вот почему важно первые несколько месяцев быть рядом с малышом близкому ему взрослому (родителям), который объяснил бы правила поведения, разобрал бы с ним различные школьные ситуации, приучил бы его к новому режиму дня, а также объяснил, как выполняются домашние задания и ведутся тетради. Режим родителей и других взрослых в семье подчинён на этом этапе режиму школьника, они своим примером (а не нотациями) показывают, как организовать учебный день. В течение всего года ребёнок будет привыкать к требованиям школы и её режиму, а родители в этой системе - главные организаторы.
            Первые недели в школе проходят на эмоциональном подъёме. Не следует остро реагировать, если ребёнок не собирает вечером портфель, не готовит одежду (если предписана единая форма). Ничего страшного нет, если взрослый соберёт портфель сам, а лучше - совместно с ребёнком, но приговаривая, что будет стыдно если он (ребёнок) будет утром не готов. Первые недели - организационные. К новому режиму привыкают и взрослые (чем утром накормить, когда отправить в школу, когда встретить, погулять, выполнить уроки (если они есть), уложить спать). Желательно, чтобы в семье один человек являлся носителем и контролёром этого режима, чтобы у ребёнка не рассеивалось внимание на разные требования.
            После первого месяца учёбы в школе у многих детей наблюдается эмоциональный спад, надоедает рано вставать, сидеть на уроках. Взрослые, а особенно родители, должны проявить максимальную изобретательность, чтобы поддержать мотив к учению, найти практическую ценность полученных ребёнком знаний и постепенно формировать познавательную активность. К концу первого месяца могут появиться первые трудности в обучении, которые являются учебным материалом для научения учиться. Главное - спокойно и уверенно преодолевать их вместе с ребёнком.
            Главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Если ребёнок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания “мы”, он и в новую социальную общность - школу - входит с трудом. Особенно тяжело детям, где родителей от детей отделяет стена безразличия, отвержения. Возникшая в начальной школе дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые позже становятся не лучшими чертами характера. Своевременное их преодоление требует активного взаимодействия школы, родителей и ребёнка, определённого мужества от родителей вовремя признать свои ошибки во благо своего ребёнка.
            Начальное обучение - это старт сознательной жизни в мир взрослых, и от его успешности зависит, кем станет ребёнок и каким он станет.
 
Меню раздела