О ключевых компетенциях и компетентностной модели учителя
Молодому педагогу
Начнем разговор, сравнив компетентностный подход с традиционным.
Принципы традиционного подхода
|
Принципы компетентностного подхода
|
репродуктивное «обучение», в основу которого заложена идея трансляции и
усвоения знаний (информации)
|
Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития
|
селективная, двухуровневая отметочная система оценивания
|
Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки
|
принудительная форма организации учебных занятий
|
Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат
|
иерархически организованная система административного руководства
|
Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности
|
Для реализации компетентностного подхода учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы, по сравнению с теми, какие были бы достаточны для преподавания учебных предметов. Однако, самое главное, что для реализации компетентностного подхода учителю придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учащимися.
Компетентностная модель современного учителя
Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава, входящих в нее элементов:
− Ценности, принципы и цели
− Профессиональные качества
− Ключевые компетенции
− Педагогические методы, способы и технологии
− Профессиональные позиции
Ценности
Сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
− свобода учащегося быть самим собой
− каждый человек обладает своим «совершенством»
− помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
− индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
− человек учиться только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
− чтобы быть успешным в современном обществе выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
− приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Цели:
В процессе обучения помочь учащимся овладеть ключевыми компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни.
Из них наиболее значимыми являются:
− умение учиться
− коммуникативные
− личностные (знание своих сильных и слабых сторон, принятие своего «Я»)
− компьютерные технологии
− (очевидно, сюда входят и умение читать, писать и считать).
Профессиональные качества:
− Доброжелательно и заинтересовано относиться к учащимся
− Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществляя коррективы в своей деятельности
− Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися
− Иметь развитую способность к критике и рефлексии
− Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания
− Понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности
− Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу
− Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес
− Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим
− Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами
− Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.
− Демонстрировать увлеченность своим предметом
− Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями
Профессиональные компетенции учителя
Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало бы учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту. Позже мы поговорим о характерных ситуациях, которые должен организовывать любой учитель, с целью создания в классе «развивающей среды», а сейчас перечислим другие компетенции, которыми должен обладать современный учитель.
Это:
− Уметь учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
− Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций);
− Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
− Уметь сценировать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы;
− Уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев
− Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
− Владеть проектным мышлением и уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся.
− Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
− Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
− Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
− Уметь организовать понятийную работу учащихся
− Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике.
− Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.